alessandra_enko (alessandra_enko) wrote,
alessandra_enko
alessandra_enko

Category:

O природе одаренности.

Ученый-биолог Вячеслав Дубынин о природе одаренности.
(Проиллюстрирую текст картинками из жизни дошкольника, что по моему убеждению делает детей одаренными и гармоничными личностями.)



- Если взять одаренного пианиста, то у него должны быть развиты музыкальный слух, музыкальная память, он должен обладать хорошей моторикой.
За эти качества отвечают мозжечок, слухoвые центры, центр, связанный с памятью.


- У одаренного спортсмена должна быть развита двигательная сфера, и, кроме того, для него очень важно стремление к победе.
Соответственно, в мозгу должны быть развиты отвечающие за это центры.


- У человека, который стремится к научным открытиям, будут развиты центры, связанные с НОВИЗНОЙ.
Кроме того, у такого человека хорошо развита дофаминовая система.
Дофамин - это нейромедиатр, который, в числе прочего, отвечает у людей за радость при узнавании НОВОГО.
Например, когда Архимед бежал по улице и кричал свое знаменитое "Эврика" - то у него явно дофамин в мозгу бурлил.


- Наконец, практически для всех типов одаренности очень важна мотивированность - за нее отвечает гипоталамус и базальные гангалии.
IMG_6254.JPG

- В интеллектуальной и творческой одаренности определяющую роль играют рецепторы, воспринимающие дофамин.
В первом приближении можно считать, что дофамин выделяется у всех примерно в одинаковых количествах,
но у некоторых людей нейроны к нему более чувствительны.


- Дофамин участвует в двух процессах: в стремлении узнавать новое и в получении удовольствия от движения.
Соответственно, за эти два качества отвечают рецепторы, расположенные на разных структурах мозга -
у людей, которые любят танцевать и заниматья спортом, они расположены на базальных гангалиях,
а у тех, кто получает особое удовольствие от новизны - в основном, в лобной коре.


- Мозг человека искусства, также как и мозг человека науки, ориентирован на новизну - то есть,
у него дофаминовые рецепторы таким же образом расположены.
Другой вопрос, что у художников, поэтов и музыкантов полушария по-другому выстроены.
Хотя сущетвует масса примеров людей, которые одновременно были одарены как в области искусства, так и в научной сфере(Леонардо да Винчи).


- Что важнее - среда или гены? Если говорить очень грубо, то выходит 50 на 50.
Многие наши признаки - тотальный коэффициент интелекта, базовые характеристики темпераметра, на 40-50% зависят от генов, 50% - от среды.
В случае с психопаталогией, аддикций - 60-70% от генов.
IMG_4425.JPG

- Детские впечатления чрезвычайно важны.
Этот процесс "впечатывания" тех или иных впечатлений, носит название "импресиинга.
У человека импрессинг происходит в не очень раннем детстве.
Классический пример - Софья Ковалевскаа, великая женщина-математик.
В возрасте 10 лет попала на дачу, где все стены были оклеены страницами из учебника математики.
И это ее так заворожило, что она связала свою жизнь с математикой.
IMG_6242.JPG

- Скорее всего, основополагающую роль здесь играют нейромедиаторы - они дают ребенку приток положительных эмоций,
которые будут у него ассоциироваться с тем или иным видом деятельности.
Далее гормоны задают общий положительный фон - если его нет, то человек не будет стремиться заниматься какой-то деятельностью.
IMG_6257.JPG

- Выбор пути происходит за счет импрессинга.
IMG_6252.JPG


- Для проявления одаренности важны условия среды - ребенку должно повезти с педагодами и с условиями жизни.
IMG_4427.JPG

- Чтобы воспитать одаренность рбенка, учитель сам должен обладать педагогической одаренностью - то есть, прежде всего обладать
умением сопереживать, чувствовать другого человека.


- ...Можно весь ресурс, отпущенный человеку на 70 лет жизни, "выгрести" за 5-7 лет,
но гораздо правильнее учиться растягивать положительные эмоции от творческого процесса на длительное время.



- Если мы слишком сильно будем воздействовать на ту или иную зону мозга, мы рискуем повредить ее.
IMG_6241.JPG

- Наш мозг планирует от достигнутого - то есть он хочет положительных эмоций сегодня больше, чем вчера.


- И если их меньше, чем вчера мозг воспринимает этот факт как поражение.
И это одна из серьезных проблем одаренных людей и не только.
IMG_4075.JPG
Tags: Интересное
Subscribe

  • Список книг на лето в американской школе.

    Андрей сдал вчера последний экзамен по американской истории. Позади 3 окружных теста и 6 по текущей программе. До 125 вопросов по каждому предмету и…

  • Школьный оркестр.

    Осталось 3 последних школьных дня 8-го класса. Целый год каждое второе утро начиналось у нас с уроков музыки. 1,5 часа игры с оркестром по зуму.…

  • Про Андрюшу.

    В следующем году Андрей идет в девятый класс. У меня это не укладывается в голове, Андрей - де-вя-ти-класс-ник! Очень хорошо помню…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments