alessandra_enko (alessandra_enko) wrote,
alessandra_enko
alessandra_enko

Categories:

Как подружить сынишку с книжкой

Очень понравилась статья. Спасибо, Оля- olga_the_cat

Как подружить сынишку с книжкой

Шишова Т. Л. 
"Половой признак" в заглавии неслучаен: по наблюдениям психологов и педагогов, нынешних мальчиков сложнее приобщить к самостоятельному чтению, нежели девочек. В Англии эта проблема даже названа "самой главной педагогической проблемой современной Великобритании".

Правда, мой личный родительский опыт свидетельствует об обратном: мои сыновья полюбили читать гораздо раньше, чем дочка. Однако в целом, пожалуй, мальчишки сейчас действительно читают меньше девчонок. И это понятно, ведь из двух основных "конкурентов" книжек - телевизора и компьютера - второй приковывает к себе, в основном, представителей сильного пола. Именно они склонны увлекаться компьютерными играми настолько, что уже не слышат и не видят ничего вокруг. Да и двигательной расторможенностью, мешающей сосредоточиться, чаще страдают именно мальчики.





НО ПОЧЕМУ КОМПЬЮТЕР И ТЕЛЕВИЗОР ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ КОНКУРИРОВАТЬ С КНИГАМИ? РАЗВЕ ОНИ НЕ МОГУТ ДОПОЛНЯТЬ ЧТЕНИЕ?

Как выясняется, нет. Особенно в тот период, когда навык самостоятельного чтения еще не сложился и прочесть всего одну страницу, набранную крупным шрифтом, для ребенка равносильно подвигу Геракла.

Все дело в том, что у дошкольников и младших школьников еще не развито так называемое "эйдетическое чтение", при котором печатное слово порождает внутренний "видеоряд" образов. С трудом разбирая по складам "наша Таня громко плачет", дети не могут одновременно представлять себе зареванную девчушку, стоящую на берегу, и упавший в речку мячик. Поэтому-то малышам так необходимы разноцветные картинки, зрительно подкрепляющие прочитанное. Иллюстрации дают толчок "видеоряду", но не заполняют его целиком, оставляя простор для фантазии ребенка. Учась читать, малыш постепенно учится видеть внутренним взором картины и образы, нарисованные писателем.

Однако дело это достаточно долгое и трудоемкое. Куда легче быть пассивным потребителем экранной продукции, где все тебе преподносится на блюдечке: и образный, и словесный, и звуковой ряд. И все такое броское, красочное, запоминающееся!

Но для фантазии в этом случае места не остается, она оказывается заблокированной. А значит, читать будет еще труднее. А трудное отталкивает... Так возникает порочный круг, который большинство детей пытается разорвать самым естественным для них способом: идя по пути наименьшего сопротивления и отказываясь от чтения вообще.

ПОЭТОМУ ВСЕ БОЛЬШЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИХОДИТ К ВЫВОДУ, ЧТО С РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРИУЧАТЬ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ ВРЕДНО ДЛЯ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Ну да, ведь ребенок должен дозреть до желания научиться читать, а сейчас этого часто не происходит. Он просто не успевает по-настоящему захотеть и относится к чтению как в тяжелой повинности, навязанной ему взрослыми. Что, естественно, не вызывает у него энтузиазма.

Раньше педагогика была гораздо менее навязчивой, плавной. Как теперь принято говорить, "природосообразной". Взрослые не торопили развитие ребенка, справедливо считая, что всему свое время. И такое время действительно наступало. В один прекрасный день - обычно годам к шести - ребенку вдруг становилось обидно, что окружающие умеют читать (особенно если у него были старшие братья или сестры), а он - нет. Тогда он брал книгу и делал вид, что читает, а на самом деле повторял давно выученные наизусть стихи, сказки, рассказики. И на некоторое время успокаивался. Но потом обязательно находился какой-нибудь вреднюга, который начинал над ним подтрунивать. И у задетого за живое шестилетки (а в этом возрасте для большинства детей мнение сверстников становится уже достаточно значимым) появлялся действительно мощный стимул к обучению. Так научились читать и я сама, и множество моих знакомых.

Сейчас же родители начинают уроки чтения в четыре (а то и в три!) года, когда у многих ребятишек еще нет никакой ориентации на сверстников. Значит, играть на их самолюбии бесполезно. Да и желание "быть большим" в этом возрасте вполне удовлетворяется гораздо более простыми средствами.

Разрешили ребенку самому спуститься с лестницы, не держась за руку взрослого, он уже чувствует себя повзрослевшим. А если дали в руки ножницы или молоток - то это вообще предел мечтаний!

Все прекрасно знают, что тепличные овощи, выращенные в ускоренном режиме, не сравнятся по вкусу и питательным свойствам с грунтовыми, созревание которых происходило "природосообразно". Но почему-то когда речь заходит о детях, мы порой забываем, что природа мудрее нас.

....

Стихи мы периодически читаем до сих пор. Я считаю серьезнейшим упущением то, что в современной школе дети почти не учат стихов наизусть. Ведь это не только приобщение к родной культуре, но и тренировка памяти, которая чрезвычайно важна для дальнейшего развития человека. С годами память слабеет, но если в детстве она была натренированной, произойдет это не так быстро, как в тех случаях, когда ресурс маленький. Дай Бог, чтобы я ошиблась, но боюсь, у многих нынешних детей, привыкших считать на калькуляторе и не знающих наизусть почти ни одного стиха, склероз разовьется гораздо раньше, чем у их прабабушек и прадедушек. Хотя условия жизни старших поколений, особенно тех, чье детство и юность пришлись на военные и послевоенные годы, были неизмеримо тяжелее.

В приобщении детей к поэзии есть еще один аспект, важность которого в наши дни, к сожалению, понимается далеко не всеми. В современном мире психика детей сильно хаотизируется. Резко возросла возбудимость, расторможенность, неуправляемость. Отсюда - и рост асоциальных поступков, и снижение интеллектуального уровня. Стихи же - это мир гармонии. Четкий ритм и система рифмовки как бы отсекают все ненужное, лишнее, упорядочивают наши представления о жизни. Подобно спокойной классической музыке, стихи действуют на детей умиротворяюще. Недаром даже тяжелые заики обычно декламируют стихи, практически не запинаясь. Чем больше человеческая душа проникается этой внешней гармонией, тем меньше в ней остается места для хаоса. То есть, хорошая поэзия может оказывать и психотерапевтическое воздействие.

Однако мы с сыном, в основном, читали православную литературу. Для нас это как бы следующая ступенька. Это и жития святых. (Не адаптированные для детей, а предназначенные для взрослых.) И газетно-журнальные статьи о русской истории и культуре, которая вся так или иначе связана с Православием. И книги, раскрывающие смысл церковных обрядов, рассказывающие о том, как христиане относятся к разным сторонам повседневной жизни. Короче, это литература, вводящая человека в мир Православия.

Она написана особым языком. Он чрезвычайно богат, в нем современные слова и понятия как-то очень естественно сочетаются с теми, которые в словарях приводятся с пометкой "устар."("устарелое"). Поначалу Феликсу многое было непонятно, и мне приходилось ему объяснять. Теперь трудностей с лексикой у него практически нет, а словарный запас, который и без того был богат, заметно расширился. Расширились и представления о многих вещах. Причем это не просто отвлеченные знания, которые неизвестно как приложимы к нашей жизни, а понятия и установки, определяющие поведение человека. То, что называется нравственным воспитанием. И что я лично считаю самой важной задачей родителей.

Безусловно, каждая семья сама для себя может определить, какого рода книги читать вслух ребенку. Мне только хочется обратить ваше внимание на принцип опережения: читайте то, что немного трудновато, но потенциально находится в зоне ближайшего развития ваших сыновей или дочерей. Тогда они будут тянуться вверх и не бояться, что цель недостижима.

http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/45691.phphttp://www.portal-slovo.ru/pedagogy/45691.php


Tags: Интересное
Subscribe

  • Про Андрюшу.

    В следующем году Андрей идет в девятый класс. У меня это не укладывается в голове, Андрей - де-вя-ти-класс-ник! Очень хорошо помню…

  • До встречи в 2022 году.

    И все таки до встречи в 2022 году. В то наше последнее лето гуляли с одноклассником Олега по набережной. Думалось тогда, кто же сможет…

  • Мечтать не вредно!

    Ездила сегодня делать вторую прививку - 100 км в один конец. Три часа в общей сложности у меня все это заняло. Очень красивая дорога была -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments